Все ближе и ближе четверг, день когда когда в шведском городе Карлштад стартует новый сезон мирового чемпионата по классическому автомобильному ралли. Ралли Швеции вновь будет открывать сезон и является единственной, по настоящему, зимней гонкой в календаре чемпионата мира.
А история этой гонки началась более шестидесяти лет назад, в 1950 году, с Rally Midnight Sun. В первое десятилетие ралли проходило в летнее время. А первым гонщиком, вписавшему свое имя в список победителей шведского ралли, стал гонщик-любитель Фредрик Цедербаум, выступавший на частной BMW 328. Первые годы гонка постоянно меняла адрес «прописки». Шведское ралли стартовало и в столице королевства – Стокгольме, и в Гётеборге, и в Фальстербо. Немного позже маршрут ралли стал приобретать современные очертания. Экипажи, стартовав неподалеку от Карлскога, заканчивали гонку далеко на севере Швеции, в Кируне. При этом общая дистанция ралли оставляла 2700 километров и это при практическом отсутствии времени на отдых и сервис, как это принято в современном чемпионате, ведь безопасность не была главным приоритетом того времени. Кроме того, экипажи преодолевали гонку, не пользуясь cтенограммами – в их распоряжении была лишь карта маршрута.
В 1965 году шведское ралли впервые прошло зимой – в феврале. И первую победу в «зимнем выпуске» Ралли Швеции одержал экипаж Том Трана/Гуннар Термаениус на Volvo PV 544. Годом спустя ралли вновь сменило маршрут и теперь главной «базой» гонки стал город Карлштад.
В восьмидесятые годы мировое ралли становилось все более профессиональным. В раллийный спорт пришли автопроизводители, росло число заводских команд, появлялись спонсоры – чемпионат по ралли постепенно начал принимать современные очертания. Спецучастки становились все короче, но зато их количество постоянно увеличивалось. Но, тем не менее, общая дистанция Ралли Швеции составляла около 2000 километров. Спецучастки пролходили как днем, так и ночью. В 1979 году чемпионом мира по ралли стал швед Бьёрн Вальдегерб, но гонка на его родине ему не покорилась. А триумфаторами Рали Швеции того сезона были Стиг Бломквист и Бьёрн Седерберг, участвовавшие на Saab 99 Turbo.
До 1981 года в списке победителей Ралли Швеции были только представители этого королевства. Финский гонщик Ханну Миккола в том году стал первым иностранцем, кто стал лучшим в этой зимней гонке. Кроме того, победа финна открыла новую страницу в истории мирового ралли. Ханну Миккола был первым гонщиком, одержавшим победу на полноприводном автомобиле. В 1984 году Стиг Бломквист в седьмой раз стал лучшим на этапе в Швеции, и выступал он на Audi Quattro.
Следующие сезоны прошли под знаком Peugeot 205 Turbo 16. Но из-за соображений безопасности, ФИА упразднила группу В, а в 1987 году началась эра группы А. И по итогам того сезона впервые победа досталась японскому автопроизводителю. Mazda с роторным двигателем в том сезоне была неудержима, и победа в Ралли Швеции того года тоже осталась за ними.
В 1990 году погодные катаклизмы заставили организаторов Ралли Швеции практически отменить гонку. Практически, потому как из-за отсутствия снега и практически непролазной грязи на лесных дорогах, служащих спецучастками ралли, гонка прошла в режиме ТВ-спринт. То есть участники несколько раз преодолели зрительские «суперспешелы». Это форс-мажор серьезно повлиял на статус ралли и его маршрут. Пришлось перенести гонку намного севернее, в окрестности Даликарла. Но в этом решении был и несомненный плюс, и название его – лыжный стадион Лугнет в городке Фалун, где проходил "зрительский доп” собиравший огромное число болельщиков ралли. Практически все это десятилетие прошло под знаком «трех бриллиантов» – Mitsubishi. В 1995 году спорную победу в Швеции одержал Кеннет Эрикссон, но уже на следующий год финн Томми Мякинен «взял реванш» и до 1999 года был сильнейшим на этом этапе чемпионата мира.
Новый век открыл новую эру в чемпионате мира. Успешным стало возвращение в мировое ралли команды Peugeot. И первую победу в новом веке записал на свой счет Маркус Гронхольм на Peugeot 206 WRC. В 2002 году формат гонки вновь изменился, теперь Ралли Швеции базировалось Хагфорсе, стартовало и финишировало в Карлштадте, а спецучастки располагались достаточно компактно и были весьма доступны для зрителей.
До 2004 года победа ни разу не доставалась представителям «не скандинавских» стран. Пока не появился Себастьян Лёб. Французский экипаж Себастьян Лёб/Даниэль Элена на Citroеn Xsara WRC стали первыми, и, пока последними, кто смог обойти шведов, финнов или норвежцев на Ралли Швеции. В следующем году «статус-кво» был восстановлен норвежцем Петтером Сольбергом на Subaru WRC, а в 2006 году победу одержал… Стиг Бломквист на Subaru Impreza WRX STI. Ветерану удалось, казалось бы, невозможное. Частник смог «утереть нос» заводским командам.
В 2006 году началась эра побед команды Ford на Ралли Швеции. В 2006 и 2007 годах здесь первенствовал Маркус Гронхольм на Ford Escort WRC. В 2008 году финский гонщик команды Ford на автомобиле Ford Focus WRC, Яри-Матти Латвала одержал здесь свою первую в карьере победу на этапах чемпионата мира. Именно эта победа стала рекордной для Яри-Матти. Финн, в свои 22 года, стал самым молодым победителем этапа WRC.
После годичного перерыва, в 2010 году, Ралли Швеции вновь вернулось в календарь чемпионата. Снег, лед и солнце позволили собрать в прошлом году огромное количество зрителей. И вновь в гонке, открывавшей прошлый сезон, быстрейшим стал финн Микко Хирвонен, и вновь на Ford Focus WRC.
Как мы уже говорили, предсказать, кто же станет первым на этот раз, довольно сложно. Главные фавориты, конечно же, те же Ford и Citroen. Вряд ли кто ни будь сможет составить серьезную конкуренцию экипажам этих заводских команд. Но кто знает, новые машины, снег илед, новый маршрут, новая резина – все эти факторы смогут стать приятным или не очень сюрпризом на первом этапе чемпионата мира по ралли.
Источник http://proautosport.kz
|